Два «Посейдона»

Приключения Посейдона 1972

Бессонной ночью новогодних праздников довелось посмотреть по ТВ Приключения Посейдона (образца 1970-ых), римейк которого вышел пару лет назад.  С одной стороны, ничего примечательного — блокбастер 40-летней давности. Их и новые-то смотреть невозможно, а тут старье. Ужасная драматургия и режиссура, персонажи с одной эмоцией (да и ту умудряются соврать), — всё как положено.

Казалось бы, учитывая всё вышесказанное, уделять внимание данному фильму никак не стоит. И это справедливо, если бы не один примечательный факт, который рождается при сравнении оригинала и римейка.

Дело в том, что первый фильм имел совершенно очевидный религиозный подтекст. Он примитивен, местами пошл, но прослеживается четко: роскошный лайнер  перевернулся, верхние палубы оказались под водой, днище на поверхности. Судно очень медленно, но тонет. Выжившие разделились: одни испугались и остались на верху, то бишь внизу, а других  священник повел через испытания и искушения наверх, к спасению  и дневному свету (на этот факт прошу обратить внимание)… Если кто-то ещё не узрел очевидную метафору, то может посмотреть кино самостоятельно и убедиться в этом на примере недвусмысленных диалогов.

Приключения Посейдона 1972

В целом, кстати, задумка неплохая и в руках свободного от рыночных законов мастера и мыслителя,  который углубил и довел бы до логического конца все образы и точнее вписал их в общую идею фильма, убрав при этом всю развлекательную составляющую — мог бы получиться великолепный фильм. Впрочем, американцы не столь привередливы и приняли эту блокбастер-притчу весьма воодушевленно: фильм собрал кассу, взял «оскара». И это в разнузданные семидесятые! Удивительно.

Приключения Посейдона 1972

В 2006 году вышел римейк. Отмечу, что в прокате он провалился. Но это, кстати, в век пиара (да и в любой другой) не говорит, вообще, ни о чем и к предмету наших рассуждений никак не относится. (На мой тогдашний взгляд, кстати,  фильм был вполне добротным, слепленным по проверенным лекалам блокбастером, ничем не хуже чем любая другая мура, срывающая огромные кассы).

Сюжет новой версии в целом повторил все узловые места оригинала и остался точно таким же за исключением одного: Петерсен (режиссер) заменил два главных персонажа. Если в оригинале к спасению  людей вел священник (с помощью полицейского, с которым они неустанно цапались), то  здесь главными вождями стали аферист-шулер и экс-мэр, — герои 21 века. А у них на подтанцовках оказался ещё один герой наших дней — престарелый педераст, страдающий от неразделенной любви. Что характерно: если в концовке первого фильма, как я уже писал выше, они выходят наружу на встречу солнечному свету и дню, то здесь их встречает глубокая ночь и беспокойное черное море.

посейдон 2006

Конечно, такое изменение сценария можно было и не заметить, если бы оно не было столь символичным, знаковым и ценностно-определяющим. Поэтому у меня сразу возникает два вопроса: насколько сознательным был такой ход, и с какой целью он был сделан.

Вариантов ответа тут может быть несколько.

1)Петерсон сознательно произвел замену главного персонажа со священника на шулера и афериста, чтобы  на контрасте с первым фильмом явить некий образ наших дней. В таком случае замена дня на ночь в концовке является вполне логичной, т.к. только во тьму данные господа (да ещё с педерастом на подтанцовках), не смотря на благие обещания и заманчивый свой вид,  и могут привести. Если всё так, то перед Петерсеном можно снять шляпу – интересный ход.

2)Второй вариант можно назвать более реалистичным. Священника убрали просто, потому что его присутствие в фильме «не модно», «плохо продается». Ночь и спасательные вертолеты – всего лишь аллюзия к одному из самых успешных фильмов Петерсена — «Идеальному шторму», где оба этих атрибута играли весьма значительную роль.

Какой из этих вариантов верен — сказать невозможно. Я склоняюсь ко второму. Любое художественное произведение, даже голливудское, способно рождать  те реальности и уровни их понимания, которые не закладывались авторами. Так произошло и здесь.

Advertisements

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: