«Гибель богов» Лукино Висконти

Это тот фильм, который дважды я, пожалуй, смотреть не буду.  И дело не в художественных достоинствах/недостатках, а в том, что картина представляет собой два с половиной часа  человеческих патологий, гадостей и мерзостей, показанных во всех подробностях. Впрочем, это полезный зрительский и человеческий опыт. Потому что эти гадости и мерзости были показаны именно, как мерзости и гадости, как болезненное, ненормальное  состояние человеческой души, что ныне редкость, ибо чаще на экране можно увидеть скорее прямую рекламу греха. Такая расстановка акцентов, когда порок отвратителен, а не соблазнителен,  роднит авторский взгляд с христианским, и в этом, на мой взгляд, главная ценность этой и некоторых (не всех) других картин Висконти. Другое дело, что сам он был марксистом (впрочем, не рядовым, так скажем), поэтому подлинных духовных корней аморализма своих персонажей выявить не смог. По этой причине фильм остается блестящей иллюстрацией болезни без какой-либо попытки диагностирования причин её появления и выявления способа лечения.

Другой вопрос, насколько такая концентрация пакости что-нибудь говорит о природе, собственно, нацизма? Ведь та людская скверна, которая в таких подробностях демонстрируется в фильме, является внепартийной, внеклассовой, вневременной, общечеловеческой чертой. В ХХ веке она получила бурный расцвет из-за окончательного отрыва человека от своих религиозных корней. В силу чего из четкой системы координат с предметным пониманием добра и зла он попал в некое безвоздушное пространство, где он и его похотения становятся единственными мерилами добродетели.  Но разве это всё имело место только лишь в нацистской Германии? А как же Советия? Да, и все остальные «цивилизованные» страны, где это происходило менее концентрированно, в тлеющей форме (что опасней).

постерК примеру, отрицание личной морали, о котором в положительных тонах рассуждает в фильме эсэсовец, — это разве изобретение Гитлера? Не то же ли проповедовалось большевиками? Или разнуздание ненависти (классовой, национальной), как фундамент политического строя. Это ведь опять-таки инструмент не узко-германский, он знаком и гражданам совдепа в ещё больших масштабах.

Такую однобокость можно списать на идеологическую принадлежность автора. Но сути это не меняет — природа нацизма в фильме остается нераскрытой, и в этом смысле он неудавшийся и бесполезный. Его необходимо рассматривать именно как иллюстрацию разложения нравственных устоев общества в ХХ веке вне привязки к какой-то конкретной национальности, партии и т.д. В таком ракурсе картина действительно достойна самого пристального внимания.

P.S. К сожалению, ничего подобного о ленинизме-сталинизме ни в одной стране снято не было (за исключением ангажированных страшилок посредственного качества). Очевидно, эта тема ждет своих героев.

Пожалуй, не совсем верно, когда я публикую свои размышления о фильме без, какой-либо информации о нем, надеясь, что читатель уже знаком с картиной. Исправляю свою ошибку.

Справочная информация:

Режиссер – Лукино Висконта

Композитор – Морис Жарр

Производство — Италия-Германия

Год – 1969

Продолжительность — 149 мин.

В ролях: Дирк Богарт, Ингрид Тулин, Хельмут Грим, Хельмут Бергер и др.

Сюжет: Фильм рассказывает о разложении семейства немецких промышленников в годы прихода нацистов к власти.

Реклама

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: