Фильмы про «Титаник»: 1953, 1958, 1997 годы

Просматривая сайт журнала «Фома», наткнулся на статью про «Титаник», в которой в частности говорилось о том, что последней композицией, которую исполнил знаменитый и героический корабельный оркестр – был церковный гимн англикан «Nearer, my God, to Thee». Стал искать этот гимн в интернете и наткнулся на прелюбопытнейший ролик.

Я думаю, что все видели камероновский «Титаник» 1997 года? А теперь посмотрите вот этот отрывочек из фильма  «A Night To Remember» 1958 года (реж. Roy Ward Baker):

 
Если честно, я потрясен. В изобразительном отношении этот фильм полностью предвосхитил всем известную картину  1997 года.  Даже монтаж схож: перебивки с оркестра на капитана, с оркестра на шлюпки!  Удивительно.  Я-то думал, что в плане визуализации трагедии 1912 года — Камерон был практически первопроходцем в виду технологических достижений кинематографа его времени. Получается же, что он наоборот вобрал в свой фильм все то, что было уже сделано до него.

Если судить только по этому эпизоду, то можно сказать, что без всего этого компьютерного и технического наворота фильм 1958 года не менее выразителен (конечно, по-своему), чем картина Камерона. Это лишний раз доказывает, что искусство режиссера в данном случае заключается не в том, чтобы, показав гору трупов, сказать, как ужасна была трагедия. А, наоборот, не показав в кадре ни одного трупа и даже, возможно, не показав саму трагедию, дать возможность зрителю ощутить её ужас.

 Вот, кстати, отрывок аналогичной сцены из фильма  «Титаник», но уже 1953 года:


 

Как видите, если в картине 1958 года гимн поют только сами музыканты (а у Камерона, вообще, никто), то здесь это делают уже все пассажиры вплоть до самой гибели корабля.  На самом деле, это очень показательный момент. Я не думаю, что авторы этого фильма знали меньше про историю с оркестром, чем Камерон. Скорее всего, сказать наверняка: пел ли кто-нибудь гимн (и игрался ли он, вообще), — невозможно.  Просто авторам этого фильма хотелось, чтобы в этой ситуации люди вели себя именно так, а никак иначе. Говоря словами Н.С. Михалкова, они «снимали не так, как было, но так, как должно было быть«. Конечно, они идеализируют человека, возводят его на недосягаемую высоту, стараются вытянуть на экран все, что есть в нем хорошего, пускай даже в ущерб правдивости. Тем самым они задают высочайшую планку мужества и добродетели для зрителя.  И как же это контрастирует с тем, что мы видим в современном кино! В котором все делается ровным счетом наоборот: зрителя приучают к тому, что высшая планка — миф, а низшей просто нет: падайте так глубоко, как вам вздумается, — это нормально!  Нам это объясняют тем, что грязь — лучше всего продается, мол это бизнес и ничего личного. Но, позвольте,  фильм 1953 года — тоже коммерческий! Значит смотрели люди и другое! Так в чем же дело? Вопрос…


Реклама

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: