Кот, мышь и Лелуш

Кот и мышь

Посмотрел на днях по ТК «Культура» фильм «Кот и мышь»(1975) Клода Лелюша. Скажу несколько слов об этой картине. Предупрежу, что ничего не знаю о месте её в кинематографе, замысле авторов и т.д. Так что сужу с чистого листа, основываясь исключительно на самом произведении.

Это как раз тот случай, когда жанровое, детективное кино за счет своей художественной формы, описания общества и налета политики, приближается к искусству. По крайней мере, приобретает некий шарм, обаяние.

Главный герой:
Кот и мышь

Надо сказать, что описание эпохи и её представителей оставляет весьма тяжелое впечатление. Французское общество показано откровенно и с весьма неприглядной стороны. Главный герой — парижский следователь. Полицейский он неплохой, хоть и немного вор (правда, не без тяги к некой «справедливости», насколько она возможна в его случае). Обаянием не обделен, даже пишет книги. С женой развелся (или она умерла – не помню), сошелся с бывшей проституткой, клиентом которой и был. Имеет дочь.

Расследует он дело смерти некоего весьма богатого человека во Франции. Магнат этот — личность занятная. 50 лет отроду, имел жену (её весь фильм и подозревали в его смерти), сын погиб. Жене он своей изменял с порноактрисой. Но тут необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что магнат сей даже, т.с., был меценат в своем роде. Снимал кино за свой счет. Правда, это была порнография… В одну из актрис своей студии он и имел несчастие влюбиться. Тут я немного раскрою развязку, так что, кто не смотрел – пропустите. После того, как он узнал, что она ему «изменила» (какое неожиданное вероломство со стороны проститутки!), т.е. вернулась к своему бывшему сожителю – взял, да и покончил с собой. Каков характер, однако! Изменять жене с порноактрисой, фильмы с которой снимались на его же деньги, и покончить с собой из-за того, что она ему, понимаете ли, «изменила». Впрочем, жена – тоже не отставала. Изменяла мужу с другом детства своего сына. Прекрасная семейка, не находите?

Жена магната с другом детства своего погибшего сына:
Кот и мышь

Не могу сказать, насколько это все правдиво в отношении всей Франции той эпохи. Наверное, такая концентрация порока неслучайна и имеет под собой основание. Согласитесь, что нечасто увидишь сегодня легкий жанр, в котором нет ни одного положительного персонажа, и в котором столь откровенно и критично отражена жизнь общества. Но весь вопрос – критично ли? Вот это меня и смущает в этой картине. И именно поэтому она и остается лишь приближением к искусству. Поясню.

Тут ведь в чем дело? В реальности и этой проститутке, «жене» полицейского (которую он, кстати, бросил в итоге в пользу подозреваемой в убийстве вдовы…), и магнату, и порноактрисе, — всем им надобно сострадать, т.к. это, несомненно, несчастные люди, гадко обманутые обществом ещё в первый день своего рождения (и теперь обманывающие других). Но то реальность. А кино все-таки к ней прямого отношения не имеет. Кинопроизведение – это законченный, отдельный мир. И вот в нем-то эти люди (проститутка, вор-коп) показаны как победители. Причем такие победители, которые нисколько не рефлексируют насчет своей порочной жизни, которые совсем не страдают от своей доли (например, проституции). Наоборот, принимают ее спокойно, весело, как нечто должное и абсолютно естественное, единственно возможное. Никакой внутренней борьбы, никакого «сердца –поля битвы Бога с дьяволом», ничего. Проституция, коррупция и т.д. предстают в фильме как нечто столь же нормальное, как булка с кофеем.

Допрос той самой проститутки — любовницы «убитого» магната:
Кот и мышь

Возникает вопрос: где же здесь автор? Каков его взгляд? На чьей он стороне (кстати, другой стороны в фильме и нет: одни «уроды»)? Если он восхваляет порок – пускай изволит объяснить свою позицию, ибо в противоположном случае это будет пустым эпатажем. Если считает, что нет ни добра, ни зла, ни добродетели, ни порока, то опять-таки неплохо бы было об этом сказать. Если осуждает все эти проиллюстрированные грехи – пускай выдаст им нравственную оценку. Конечно, не в виде какого-то морализаторства, но художественно, тонко, образно (а это он умеет). Пускай оставит в фильме хоть какой-нибудь «маркер», который бы говорил о его присутствии и его мнении. Но этого ничего нет. Нет никакого анализа, проникновения в суть явления, в природу этих людей. Нет ни сострадания им, ни сочувствия. И именно поэтому эта картина остается всего лишь детективом, легким жанром, припудренным социальной правдой, а не искусством. Ведь искусство (на мой взгляд) – это точное, образное отображение реальности сквозь призму авторского взгляда, помноженное на талант и чувство вкуса, питающееся всем накопленным художественным опытом человечества. Но этого-то взгляда и нет в картине, нет этой призмы. Разумеется, если не считать лелюшеского стиля повествования. Но это всего лишь механика, ремесло. Надо, кстати, сказать, что когда я смотрел другую его картину, «Мужчина и женщина», меня от этой-то манеры чуть не мутило: намеренно непоследовательный монтаж с быстрыми переключениями между разбросанными во времени эпизодами, неожиданные операторские ходы, — все это лишь утомляло. Здесь же это выглядело вполне органично.

P.S. Впрочем, повторюсь, что это все написано после одного просмотра, да и то не самого внимательного. Может быть, какую-нибудь черточку и упустил. Хотя сомневаюсь.

P.P.S. Нашему сегодняшнему кино, как жанровому, так и авторскому, во всех смыслах очень далеко до этого фильма. Просто недосягаемо. Авторское кино у нас окончательно маргинализировалось и обособилось, став прибежищем мошенников и шарлатанов, которые скрывают свою бездарность и безыдейность «отсутствием рамок». А массовое быстро превратилось в потоковую «штамповку по американской лицензии», потеряв тем самым авторское начало, столь необходимое любому художественному произведению, даже тому, которое делается на потребу простой публики. Но об этом в другой раз. Тема эта обширная.

Реклама

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: