Культ личности Линкольна…

Линкольн 2012

Предсказуемо
1.В двух своих предыдущих записях, посвященных фильму «Линкольн» (раз и два), я высказал предположение, что нас ожидает сахарно-приторное, официозное кино в худших традициях советских фильмов о Ленине, коммунистах и революционерах. И оказался прав на 100%. Справедливости ради отмечу, что дело тут не в какой-то моей особенной проницательности, а в предсказуемости американского кинематографа.

Пропагандистское кино
2. В этом фильме не стоит искать смелого, открытого и честного взгляда на историю, её осмысления, глубокой проработки персонажей и других прелестей настоящего кино. Главная задача таких картин – поддержание или культивация некоего исторического мифа, в данном случае мифа о национальном герое – Линкольне. Эта цель определяет и содержание картины, и художественные средства его выражения.

Надежда Кон…тьфу… жена Линкольна Мэри разразилась пафосной речью минут на 5:
Линкольн 2012

Случайное откровение
3. Впрочем, в одном пункте Спилберг изменяет общей цели. Он, надо полагать ненароком, показал всю абсурдность того, что принято называть «демократическим процессом». Глобальные, важнейшие и основополагающие вопросы, такие как отмена рабства, в фильме решаются не народом (он-то, как раз, был бы против поправки), не борьбой убеждений, а демагогией, популизмом, закулисной игрой и подкупом голосов. Более тяжелый приговор системе вынести было трудно. Спасибо, Стивен.

Образ Линкольна
4.Но в остальном, этот фильм ничем нас не удивил. Он следует всем канонам политического пропагандистского кино. Нагляднее всего это отразилось на главном герое. Спилберг не позволил себе такую роскошь, как внутренняя сложность и неоднозначность персонажа (а ведь однозначных людей – не бывает). Наоборот, Линкольн изображен им однобоко, примитивно и трафаретно. Это немного сутулый еврей-интеллигент, идеалист, склонный юродствовать и говорить притчами. По своим качествам он безгранично мудр, бесконечно человечен и неиссякаемо добродетелен. Ни одного изъяна, одни светлые помыслы и забота обо всех невинно угнетенных. Почти святой. Единственный моральный выбор, который его мучает – это выбор между хорошим и очень хорошим.

Дедушка Линкольн одним слов может успокоить любого:
Линкольн 2012

Сам фильм начинается с того, что мы видим Линкольна на фронте. Подобно далай-ламе он сидит с блаженной улыбкой на устах под навесом на некоем возвышении, куда к нему подходят солдаты-северяне почерпнуть духовных сил. Причем основной диалог разворачивается у него с неграми. Они ему сладко мурлычут что-то очень правильное и идейное. Он им отвечает нечто очень мудрое, но вместе с тем доступное и простое. Он ведь так близок самому последнему солдату — прямо как дедушка Ленин. По-отечески с ними шутит, успокаивает, вдохновляет.

Далай-лама:
Линкольн 2012

Визуальный обман
5. С начальными сценами, кстати, связан один очень важный визуальный обман зрителя: большинство северян в кадре – черные, а южан – белые. Позже нам это объясняют тем, что мы видели-де особый черный полк. Но почему авторы показали именно его, а не какой-то другой? Ведь подавляющее большинство солдат армий Севера были белыми, а за южан воевало немало чернокожих. Разумеется, это было сделано для того, чтобы создать иллюзию, будто война шла в основном по вопросу рабства. А это, конечно, ложь. Достаточно вспомнить, хотя бы, тот факт, что северяне не спешили освобождать ни своих рабов, ни рабов конфедератов (на «отвоеванных» территориях). Пресловутыми плантаторами на Юге из 16-миллионного населения было ничтожное количество людей. Значит, основная масса солдат-конфедератов воевала за нечто другое. Надо полагать, за право распоряжаться своей судьбой самостоятельно, за независимость.

Генерал Грант. Главнокомандующий всеми вооруженными силами Севера. Владел рабами:
Линкольн 2012

Снова о Линкольне. Каким мы его не увидим в фильме
6. По вполне понятным причинам, изложенным выше, от старины Авраама мы не услышим, например, таких его слов: «В дополнение к этому я должен заявить, что между белыми и черными существуют такие физические различия, которые навсегда исключают возможность совместного проживания двух рас на условиях общественного и политического равенства. Ввиду того, что эти две расы не могут сосуществовать как равные и поскольку сейчас они проживают совместно, между ними должно наличествовать отношение господства и подчинения. Как и любой человек, я выступаю за то, чтобы белая раса занимала господствующее положение».

Образ чернокожих
7. Разумеется, если Линкольн изображен бодхисатвой, то черные персонажи – это сплошь светлые, добрые, просвещенные, мудрые, благообразные, прекрасные люди с глазами олененка Бэмби, с которых всегда готова сорваться невинная слезинка. Не особо задумываясь, они толкают такие глубокие речи, с такими серьёзными лицами (напыщенная серьезность – беда всего фильма), что сам Далай-лама, простите, сам Линкольн после этого стоит, выпучив глаза, словно громом пораженный (обычно такой вид имеют все, кого он осчастливил своим «благодатным» словом).

Олененок Бэмби и «Надежда Константиновна»:

Образ конфедератов и противников поправки
8. Про то, как показаны конфедераты и противники отмены рабства, можно догадаться. Если честно, у меня сложилось впечатление, что актеров на эти роли подбирали специально по уровню физической уродливости: иначе американский зритель не поймет, что они «плохие».

По роже видно — конфедерат:

 Противник поправки беснуется:
Линкольн 2012

Политика: витрина и реальность
9. Политика состоит из двух частей. Первая – это её фасад. Именно его видят профаны, электорат. Это как бы сцена, на которой политиками произносятся красивые слова на потребу публики, между собой борются идеи и т.д. Но реальные механизмы политической жизни находятся за фасадом, за кулисой. Там слова уже не столь красивые, а больше деловые и даже циничные, борются между собой вовсе не идеи, а интересы и т.д. В «Линкольне» с одной стороны показана как бы закулисная борьба. Но при этом все её участники действуют как на сцене.

Визуальная шаблонность
10.Американское кино страдает от очень серьезной болезни – шаблонности. Обычно под этим подразумевают некие штампы и клише в сюжете. Но на самом деле это явление проникло гораздо глубже. Смотря «Линкольн» (или любой другой американский фильм), я не мог отделаться от мысли, что эту мизансцену я уже где-то видел, так актер уже где-то играл, эти слова где-то уже были произнесены, такой монтаж уже где-то был и т.д.

Кому фильм смотреть стоит, а кому нет
11. Смотреть, если а) Вы скучаете по советским фильмам о Ленине б)Вы американский ура-патриот в)Вы хорошо знаете историю и поэтому вас сложно обмануть.
Не смотреть, если: а)До этого Вы не интересовались историей противостояния Севера и Юга б)Если Вы в свое время пересмотрели фильмов о Ленине в)Если вас тошнит от политического пропагандистского кино.

В едином порыве или собрание, стихийно разросшееся в митинг, по-американски:
Линкольн 2012

Кто «взрослее»: мы или американцы?
12. Если бы в России кто-нибудь снял такой однобокий и некритичный фильм о каком-либо русском государственном деятеле, то его бы смешали с помоями (и в чем-то были бы правы). Но такие откровенные панегирики как «Линкольн» почему-то смотрят, да ещё восторгаются ими, пишут пафосные (и оттого смешные) рецензии. Это странно. Вряд ли кому-либо из американцев придет в голову смотреть советские пропагандистские слюни о Ленине. Но у нас это – в порядке вещей.
Мы печалимся насчет того, что не можем смело и непредвзято смотреть на свою историю, но, как видно, у американцев это получается ещё меньше нашего. Видимо, отрезвление к ним придет позже.

Реклама

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: