Кшиштоф Занусси: права большинства надо защищать в первую очередь

Снова возвращаюсь к передаче Стоп-кадр. На этот раз хочу опубликовать очень интересное интервью с великим польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси. Отдельное спасибо ведущему Роману Оленеву за действительно интересные и важные темы, который он поднял в разговоре с мастером. Ни одного вопроса про российско-польские отношения, про политику и т.д. Только кино и важные мировоззренческие проблемы. Это удивительно для нашего ТВ, но вполне нормально для Стоп-кадра.

Здесь можно посмотреть интервью целиком. А ниже я предлагаю вашему вниманию  расшифровку наиболее интересных для меня мыслей, высказанных Занусси.

Кшиштоф Занусси (фото — Вечерняя Москва):
Кшиштоф Занусси

Про смерть

Роман Оленев: Вы часто подводите своих героев к порогу смерти и поэтому в Ваших фильмах нередко встречаются такие места как больница, церковь, т.е. пограничные пространства между этим миром и иным. Вы полагаете, что такой прием – это лучшая возможность поговорить со зрителем о главных вопросах жизни?

Кшиштоф Занусси: Задуматься о конце – значит задуматься о всей жизни. Смерть – это проверка: стоило делать то, что мы делали всю жизнь, или мы ошибались. <…> И мне кажется, что это огромная дыра в нашей современной культуре: у нас нет мужества признаться себе в том, что мы смертны. Все культуры во всю историю человечества всегда имели какой-то подход к смерти. А мы как будто выключили этот вопрос, будто его нет. А он есть, к сожалению.

Про поиск Правды, Тайну и веру
Р.О.: Вы нашли такую формулу, благодаря которой ваши фильмы оказались интересны и зрителям религиозного мировоззрения, и атеистам. В чем секрет такой универсальности?

К. З.: Если автору интересен поиск Правды, а не готовый ответ, то тогда он может пригласить зрителя вместе сомневаться, вместе размышлять. А если я прихожу как пропагандист, и у меня есть готовый ответ, который я хочу вбить в голову зрителя — тогда я могу делать рекламные ролики, но не буду считать себя при этом настоящим художником. Художник – это человек, который ищет Правду. Кто считает, что её нашел – тот её уже потерял.

Герои фильмов Занусси — это люди, ищущие ответы на вечные вопросы («Иллюминация» (1973)):
Иллюминация

Р.О.: А Вы замечали, что когда художник находит ответы на главные вопросы жизни, то у него либо исчезает само желание заниматься искусством, либо в его творчестве появляется назидательность и дидактизм. Например, как у Льва Толстого в последние годы его жизни.

К.З.: <…> Если он имел ответы, значит, его подход к Богу был уже не живой. Потому что к тайне нельзя подходить и говорить «я уже понял». <…>Те, кто «знают» ответы – это потерянные люди. <…> Нельзя заморозить нашу веру. Как и любовь. Она существует вечером, а утром её надо заново реставрировать. Верующий человек – это человек, который ищет. Есть прекрасные слова святого Августина (в них Бог как бы обращается к человеку): «Ты бы Меня не искал, если бы ты уже Меня не нашел». Значит все, кто ищут – уже нашли.

Когда человек не чувствует тайны, загадочности жизни – он становится метафизически слепым . И это настоящее несчастье. <…>Самое опасное — это самоуверенность людей, которые считают, что они уже все знают, все поняли, что все ясно, все легко и просто объясняется. В 19 в. был момент, когда люди так думали. Много ещё гуманистов живет на уровне этой классической физики. А мы уже пошли гораздо дальше. Сегодня наука открывает пространства, которые для религиозного человека уже давно знакомы.

Про права меньшинств
К.З.: Самое важное для равновесия общества – это права большинства. А если права меньшинств ставятся в центр — это может расшатать общество и довести его до распада. Надо, конечно, защищать и меньшинства, но во вторую очередь. Большинство должно чувствовать себя удобно и безопасно в своей собственной среде, в своей собственной стране. Проблема гомосексуалистов с точки зрения статистики ничтожна. Их не так много. Конечно, я бы хотел, чтобы они имели какие-то юридические возможности для передачи наследства и т.д. Но не надо это путать с браком, потому что он имеет совершенно другое значение. Причем в традиции почти всех культур мира: и в исламской, и в буддисткой и др. Главным кирпичом строительства общества является семья. А семья – это родители и дети.

И порой этот ответ они находили в семье… («Иллюминация» (1973)):
Иллюминация

О киноязыке
К.З.: На самом деле, язык кино 70-ых годов было гораздо более развит и богат, чем современный. Сегодня сделан огромный шаг назад. Когда в Америке, где люди всегда верят в прогресс, я говорю такие вещи, меня сразу обвиняют в ретроградстве. Подобный разговор я вел в Сиэтле. В этом городе расположены фабрики Боинга. Там я привел такой пример: посмотрите на самолетостроение. 30 лет назад я летел на Конкорде с двойной скоростью звука, почти 2 тыс. км/ч. Сегодня таких самолетов нет. Значит, были уже более совершенные самолеты, но экономика их не пустила, поэтому мы затормозили. Я не консерватор – я просто вижу, что язык Тарковского, Бунюэля, Годара, Бергмана, других мастеров 60-х, 70-хгодов сейчас кажется очень трудным, а в свое время он уже принимался.

Advertisements

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: