Как Джон Макклейн в Москву ездил

Крепкий орешек 5


Ностальгия и несбывшиеся надежды
1.Смотреть «орешек» в кинотеатр я шел исключительно из чувства ностальгии и слабой надежды: «А вдруг?». А вдруг у них получится вдохнуть новую жизнь в сериал? Вернуть ему свое лицо (хотя без участия Мактирнэна это сделать невозможно)? Вдруг я увижу того самого Макклейна, вечно с похмелья, плохо побритого и, как всегда, «по уши в террористах»? К сожалению, всем этим надеждам не суждено было сбыться. Джон Мур и Ко очень сильно постарались, чтобы окончательно убить «КО» и сделать пятую часть последней.

Хороший боевик и плохой – в чем разница?
2. Хороший боевик от плохого отличается тем, что его авторы пытаются соблюсти минимум приличия, т.е. предлагают зрителю более или менее логичное, связное и обоснованное действие, скрепленное минимально оригинальной и интересной историей, с грубо, но прописанными характерами, с отвратительно, но продуманными мизансценами. Если все это ещё припудрено философской мишурой, то тогда крупный куш по итогам проката создателям гарантирован. Соответственно, авторы плохих боевиков о таких мелочах предпочитают не думать и ограничиваются тем, что актеры в их фильмах в лучшем случае украшают собой абсолютно бессмысленный и сюжетно немотивированный экшен (часто ещё и плохо снятый).
Ребята, которые отвечали за создание «КО5», совершенно сознательно и с отнюдь не похвальной последовательностью шли по второму пути.

Главгады вместе. Джереми Айронс плачет:
Крепкий орешек 5

Сюжет
3. Сюжет в фильме формален и является лишь техническим обоснованием для смены локаций. Захотелось Джону Муру в Припять (которая, разумеется, была нарисована на компьютере) – отправляются герои в Припять. Захотелось устроить бойню в Москве – едем туда. При этом авторы «КО5» с каким-то особенным садизмом делали сюжет максимально идиотским, бредовым и фантастичным (в то время как предыдущие части строились на теоретической реальности тех обстоятельств, в которые попадали герои, и тех угроз, что несли в себе террористы).

Припять. Так же плохо она выглядит и в фильме:
Крепкий орешек 5

Худшее миновало
4. Впрочем, самого страшного для российского зрителя не произошло. Дело в том, что почти до самой развязки сюжет фильма выглядел как история о спасении американскими силами добра несчастного российского олигарха (чем-то отдаленно напоминающего Ходора) из лап злых чиновников. Однако, ближе концу все перевернулось с ног на голову (как именно писать не буду: вдруг кто-нибудь захочет посмотреть картину).

Митинг в поддержку олигарха. Русские ведь так любят своих воров:
Крепкий орешек 5

Образ России
5. Москва изображена как современный, пухнущий от денег и погрязший в пороке мегаполис. Т.е. правдиво. Конечно, ляпов и глупостей в отображении российской действительности хватает, но на фоне других голливудских картин КО5 выглядит вполне прилично.

Ради этого Снигирь и позвали
Крепкий орешек 5

Диалоги
6.Начнем с того, что в предыдущих частях КО (даже в четвертой) они были и играли не самую последнюю роль, как в сюжете, так и в иллюстрации отношений между персонажами, раскрытии их пусть и шаблонно-примитивных, но характеров. Например, сложно представить себе первую часть без постоянных переговоров Макклейна с негром-полицейским. Или чтобы осталось от Крепкого орешка 3, если бы не дуэт двух харизматиков: Самюэла Л. Джексона и Брюса Уиллиса? Да, ничего.

В этот самый момент, окруженные бандюками, они разговаривают о… делах семейных. Самое время…
Крепкий орешек 5

В пятой части диалоги больше похожи на издевку. Как правило, произносимые персонажами тексты состоят из одного двух слов. Реже они принимают вид сложных предложений. При этом они нарочито неуместны, максимально бессмысленны, бессодержательны и глупы. Мне хотелось бы верить, что это такой тонкий стеб над жанром, но боюсь, что причина кроется в посредственном сценарии.

Дуэт
7. Ни о каком дуэте хотя бы отдаленно напоминающем Джексона/Уиллиса говорить не приходится. Нет, Уиллис по-прежнему хорош. Но вот его напарник… Сын Маккленйа – это такая сюжетная функция, часть декорации, усредненный мускулистый головорез-црушник без характера и биографии.

И это напарник Макклейна? Тьфу..
Крепкий орешек 5

Об ещё одной традиции сериала, которой пренебрегли авторы
8. Если четвертый орешек изменил атмосфере и духу серии, то пятый нарушил и другую основополагающую традицию. Во всех частях Макклейн противостоял не только и не столько террористам, сколько материальной среде, созданной человеком. В первой части – это был гигантский небоскреб. Во второй -аэропорт. В третьей — целый город Нью-Йорк. В четвертой – электроника, опутавшая своими сетями все сферы человеческой жизни. В пятой же такого противника нет.

Если раньше каждый противник был для Макклейна настоящим испытанием, то теперь он с ними расправляется вот так:
Крепкий орешек 5

Макклейн коп? Вы уверены?
9.Вопрос непраздный. Раньше весь сериал строился на том, что Макклейн — это самый простой полицейский, обычный человек, попадающий в экстремальные ситуации, в которых он вынужден противостоять плохим ребятам (а вовсе не по своей доброй воле). И это противостояние ему весьма дорого обходилось. В пятой же части он окончательно превратился в супермэна, который не боится лезть под пули, спокойно обращается с оружием любой сложности, расстреливает от пуза взвод спецназовцев и т.д.

Нужна ли логика боевику?
10.Конечно, глупо осуждать боевик за отсутствие логики и правдоподобности. Но в «КО5» этот порок принимает такие масштабы, что молчать о нем просто невозможно. Например, над Москвой совершенно спокойно летает американский беспилотник. Как он туда попал – непонятно. И самое главное – зачем? По сюжету он должен был как-то помочь скрыться сыну Макклейна с беглым олигархом, но из-за пробки на Садовом кольце это сделать не удалось (?!?). Небо над столицей вообще весьма насыщено транспортными средствами военного назначения. В нем совершенно спокойно появляется неизвестно откуда взявшийся боевой вертолет Ми-24 с непонятными опознавательными знаками на броне и террористами на борту. Он медленно и деловито расстреливает верхние этажи сталинской высотки, чтобы убить одного несчастного Макклейна и его дружков, после чего так же спокойно улетает восвояси.

Самый эффективный метод решать проблемы в Москве по мнению авторов:
Крепкий орешек 5

Полиция, спецслужбы при этом весьма эфемерны. Они вроде бы и есть, но в систематическое крушение московской инфраструктуры главными героями не вмешиваются. Так что компания из беглого олигарха (которого ищут власти), агента ЦРУ (сбежавшего из суда в результате теракта) и его отца (нью-йоркского копа) беспрепятственно угоняет машины, устраивает безумную погоню с десятками побитых авто, взрывает штаб-квартиру црушных агентов, уничтожая при этом взвод спецназовцев, прыгает с верхних этажей высотки, потом спокойно покидает Москву на угнанном авто и уезжает в Припять…. Фантастика.

Прощай, Джон Макклейн
11.В общем, все вместе это называется одним словом – халтура. И зачем было превращать в неё продолжение легендарного сериала – мне непонятно. Ведь совсем немного уважения к серии, чуть больше внимания к сценарию и добросовестная его реализация могли в корне изменить дело.

Advertisements

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: