Операция «Арго» — почти Кино

Операция "Арго"

В шаге от Кино
Первое и главное впечатление от картины: перед нами профессионально, качественно и умело рассказанная история. Мастеровито, со вкусом, без фальши, лакировки и излишней патетики. Но строго в рамках развлекательного кино и его законов (хотя местами Аффлек был близок к тому, чтобы выйти за них), не больше того. До «больше», которое вывело бы фильм на принципиально иной уровень, Аффлеку не хватило совсем чуть-чуть, какого-нибудь маленького штриха, акцента, который бы ясно и четко прочертил в фильме Идею, авторский взгляд на события.

Штрих
Таким штрихом могло быть все что угодно. Например, более подробная проработка иранского «взгляда со стороны». За новыми властями Ирана, от которых и спасают дипломатов, безусловно, стояла Правда. Не абсолютная, конечно, локальная, их собственная, но Правда. И в фильме, кстати, это показано. Как и показано, что за американцами никакой правды нет: ни абсолютной, ни локальной. Они стали жертвами своей собственной двуличности, жадности. И Аффлек, в принципе, это никак не лакирует – достаточно прислушаться к диалогам, чтобы в этом убедиться. Герои картины, американские дипломаты и работники ЦРУ, постоянно акцентируют внимание зрителя на лжи, в которой они существуют, на лицемерии проводимой ими политики («поддержка «твари», только потому, что она своя» и т.д.).

Мэндес разъясняет каждому дипломату его «легенду»:
Операция "Арго"

И вот, здесь можно было бы сделать акцент на сопоставлении исламизированного Ирана, который сбрасывает с себя все прелести правления американского наместника (вроде насильственной американизации населения, 40% порнографии в кинотеатрах и т.д.), и США. Сопоставлении на уровне мировоззрений, метафизики. Вполне вероятно, что его итог был бы вовсе не утешителен именно для американцев, несмотря на все те ужасы, которыми проиллюстрирован в фильме иранский режим (вроде пыток, к которым, кслову, прибегали и прибегают сами американцы). Так же подобной черточкой, штрихом могла быть иная концовка. Картина Аффлека заканчивается примирением главного героя со своей семьей и кадром, в котором он спит в обнимку с сыном. «Хэппи-эндность» можно было сделать не столь очевидной. Конечно, фильм основан на реальных событиях, и ломать семью живого человека на экране ради красного словца – невозможно. Но можно было этот вопрос оставить открытым, усилив тем самым основной пафос картины – «неизвестные разведчики, рискуя жизнью, спасают людей, а вся слава достается другим».

Иранцы в фильме показаны довольно корректно:
Операция "Арго"

Итог
Но ничего этого Аффлек делать не стал, сосредоточившись на своем умении красиво, увлекательно и интересно преподнести зрителю историю (т.е. на механике, впрочем, далеко не каждому режиссеру доступной), не углубляясь в те вопросы, которыми не принято задаваться в развлекательной индустрии.
Так что в итоге мы имеем жанровое кино очень высокого уровня. Но не более того. Главным предметом «Операции «Арго»» является действие, его развитие и итог. Авторы не пытались пробудить у зрителя сложные, глубокие чувства и эмоции, вызвать у него душевное потрясение. Не пытались они и поделиться интересными мыслями и идеями (в целом, их там нет). Аффлек главным образом заставляет нас пережить напряжение, саспенс, любопытство, т.е. примитивные, безличностные чувства, вызываемые режиссерской, монтажной и т.д. техникой. Их можно прочувствовать только при первом просмотре, когда зрителю ещё ничего неизвестно. И именно поэтому «Арго» не хочется пересматривать: он не дарит такие чувства и эмоции, которые хотелось бы пережить вновь.

Персонаж Аффлека беседует с продюсером о делах семейных. Достаточно шаблонный эпизод, который присутствует во многих голливудских фильмах:
Операция "Арго"

Отдельно об Аффлеке
P.S. Бен Аффлек своими нынешними достижениями вызывает если не восхищение, то, как минимум, уважение. К середине нулевых годов его творческий путь подошел к тому этапу, который принято называть тупиком. После кассовых хитов Бэя он снялся в нескольких провальных блокбастерах, затем совершил неудачную попытку переформатироваться в героя романтических комедий. Спад его карьеры мог продолжаться и дальше, но Аффлек вовремя остановился и круто сменил курс, вернувшись к истокам своего пути в кино — режиссуре. И сделал это весьма успешно, сняв «Прощай, детка, прощай». И вот, сегодня его картина получает Оскар как лучший фильм, побеждая Тарантино, Спилберга и Энга Ли. А не одумайся он – мог бы сейчас сниматься во второсортном киношлаке, постепенно исчезая из памяти зрителей…

Реклама

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: