Иррациональный человек — рецензия (со спойлерами!)

Неожиданный Аллен
Рецензию к любому фильму Вуди Аллена можно начинать фразой: «Вуди Аллен известен как очень плодовитый режиссер, практически каждый год у него выходит новая картина. Однако, значительный процент его фильмов – это вариации на одну и ту же тему, с постоянным пережевыванием проблем, которые мучают самого Аллена. Тем не менее, Вуди любит удивлять зрителя, и когда тот ждет очередную условную «Вика. Кристина. Барселона », он снимает неожиданный «Жасмин»». Далее, в зависимости от рецензируемого фильма, можно причислить его к первой или второй категории.
«Иррациональный человек», несомненно, стоит отнести к разряду неожиданностей. Ибо, когда понимаешь, что за привычными для последних фильмов Аллена приятной картинкой и милой атмосферой, скрывается не что иное, как интерпретация романа «Преступление и наказания» Федора Достоевского – то это действительно неожиданно.

«Преступление и наказание» на новый лад

Как и в романе Достоевского, главный герой переживает тяжелейшую фрустрацию. Однако, если в «Преступлении и наказании» это нищий студент (впрочем, Достоевский подчеркивает, что его трудное материальное положение – его собственная вина; яркий тому пример – его товарищ Разумихин), то у Аллена в центре сюжета находится Эйб – пресыщенный жизнью интеллектуал, профессор философии с огромным брюхом, манией каждый день спать с новой женщиной (которую, увы, пришлось оставить…) и пристрастием к алкоголю. Разница весьма примечательная. Ведь можно было бы предположить, что Раскольникова толкнуло на злодеяние нищета, унижения и лишения… Однако, Аллен показывает, что это не совсем так и позже объясняет почему.

Далее, и Раскольников, и профессор оба решают совершить убийство. Их жертвы в чем-то похожи. Старуха-процентщица, которая вряд ли знала, что такое любовь к ближнему, и респектабельный (опять-таки поправка на социальное положение!) старик-судья, о котором мы знаем, что он якобы не совсем нелицеприятен, т.е. честен. Оба убийцы внешне руководствуются одинаковыми мотивами: помощь обществу. Однако, на поверку оказывается, что обоих мучает нечто иное – комплексы, тщеславие и эгоизм. У Раскольникова под желанием облагодетельствовать мир скрывается обыкновенная жажда властвовать, обеспечить свое величие некоей собственной бредовой теорией, которая дает ему право переступить общепринятые рамки морали и поставить себя выше других — типичный «синдром Наполеона». Профессор же еще в молодости был одержим идеями изменить мир, ездил в Африку, однако несмотря на желание помочь человечеству, он, в итоге так и не осчастливил ни одного человека на Земле. А после гибели друга в Ираке и вовсе впал в депрессию, потерял веру в «светлое и прекрасное», а заодно и цель в жизни. Написание книг больше не дается ему, как и… половые отношения с женщинами. По сути, Эйб – это этакий Раскольников 100 лет спустя, только окончивший университет, ставший профессором и находящийся в кризисе среднего возраста.

И в этот момент волей случая он узнает про существование этого судьи и его озаряет идея, что надо не болтать, а действовать – только так можно что-то реально изменить… Ему кажется, что он так думает…

kinopoisk.ru-Prestuplenie-i-nakazanie-1353980--w--1600.jpg

Раскольников убивает старуху топором. Но вместе с ней ему приходится убить и случайную свидетельницу – её «блаженную» сестру Лизу. Это, а так же увещевания Сонечки Мармеладовой, приводит к тому, что Раскольникова начинают мучить угрызения совести на грани помешательства. Профессор так же убивает судью. Однако делает это не кроваво, без контакта с жертвой – через отравление. Тоже важное отличие – дистанционность убийства не способствует пробуждению совести. В отличие от Раскольникова, профессора совершенно не мучает чувство вины, раскаяние за убийство, ему не снятся кошмары. Наоборот: Эйб стал хорошо спать, его настроение резко улучшилось, тело почувствовало бодрость, появился аппетит и, самое главное, в постели все наладилось: он стал спать одновременно с местной преподавательницей и собственной студенткой Гил, а ведь еще совсем недавно был на грани самоубийства! Когда же на его дороге встала Лиза и Соня Мармеладова в лице одной из его возлюбленных — Гил, которая догадалась, что это он убил судью, он, не мешкая, решает ее устранить. Почему? Даже не из-за боязни тюрьмы: он просто не может отказаться от жизни, полной удовольствий, которая снова заиграла перед ним всеми своими красками!

irrational-man-trailer-1.jpg

Как и в «Преступлении и наказании» мы видим, что обоими убийцами подсознательно двигал исключительно эгоистический интерес, желание утвердить себя в обществе через перешагивание определенных запретных границ. Однако, Достоевский возлагал большую надежду на Человека, на его совесть, искал в ней возможное спасение от тех грядущих потрясений, которые своим пророческим даром прозревал. Однако, Аллен снимает свою версию сюжета «Преступления и наказания» с поправкой на недавнюю историю ХХ века. Век массового террора, геноцида и безумия. Когда люди, вроде бы, как и Эйб, выросшие во вполне тепличных условиях (не знавшие в отличие от Раскольникова нищеты) спокойно отправляли миллионы людей на убой во имя «всеобщего счастья». И эти Раскольниковы в лице ли большевиков или нацистов (или современных вашингтонских вершителей судеб мира), отнюдь не переживали по поводу содеянного. Наоборот, как и профессор, у них от этого, вполне вероятно, просыпалось самоуважение, улучшался аппетит и исчезали проблемы в постели.

В целом, если бы Аллен закончил свою картину таким обобщением, то это было бы довольно пессимистично. Но он неожиданно выводит на первый план тему судьбы или какой-то внерациональной самокоррекции человечества, когда такие люди как Эйб рано или поздно терпят крах. В фильме профессор погибает, так и не убив Гил, поскользнувшись на фонарике, который сам же ей и подарил, выиграв в тире (т.е. по воле случая). Что этим хотел сказать Аллен? Что история сама «отрегулирует» себя, убрав на обочину таких как Ленин, Гитлер и проч? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Но, похоже, в этом он видит спасение…

Вместо заключения
Подытоживая, отмечу, что «Иррациональный человек» — это не лучшая картина Аллена, но, безусловно, одна из самых интересных и необычных. Даже не смотря на то, что концовка слегка смазывает общий драматический эффект от философского дискурса, картина запоминается и вдумчивому зрителю дает немало пищи для размышлений. И, что, может быть, самое интересное: фильм был снят и вышел на экраны в год 80-летия Вуди Аллена. Не каждый молодой режиссер находится в таком потрясающем творческом тонусе. Браво, Вуди!
____

Читать версию без спойлеров
Что за музыка играет в фильме Иррациональный человек? Обзор

Реклама

Метки: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: