Как пытались запретить фильм «Великий диктатор»

Удивительно, но факт: знаменитый фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор», в котором он высмеивал Адольфа Гитлера, мог не появиться на свет. Дело в том, что коллеги Чаплина по студии United Artists, узнав, что он снимает антигитлеровскую картину, испугались, что ее могут запретить в Англии и США (!!!). Именно так. Вот цитата из книги самого Чаплина «Моя биография»:

В разгаре работы над «Диктатором» я стал получать от кинокомпании «Юнайтед артистс» тревожные вести. Меня предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Английское агентство нашей кинокомпании также беспокоилось о судьбе антигитлеровской картины, полагая, что в Англии ее нельзя будет показать. Но я твердо решил продолжать работу — Гитлера необходимо было высмеять. Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения. Я был полон желания высмеять бредовую идею о чистокровной расе. Как будто хоть один народ мог сохранить чистоту крови, если не считать разве что австралийских аборигенов.

<…>

Из нью-йоркской конторы приходили все более тревожные известия. Меня умоляли отказаться от этого фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в Америке. Но я твердо решил сделать его, даже если мне самому пришлось бы снимать кинозалы для демонстрации.

Я еще не успел кончить «Диктатора», когда Англия объявила войну нацистам: я услышал эту тревожную новость по радио, отдыхая на своей яхте в Каталине. Вначале на всех фронтах наблюдалось затишье. «Немцам никогда не удастся прорвать линию Мажино», — говорили мы. Затем разразилась катастрофа: вторжение нацистов в Бельгию, падение линии Мажино, ужас Дюнкерка — и Франция была оккупирована. Положение в Европе становилось все страшнее. Англия отбивалась в одиночку. Теперь уже наша нью-йоркская контора бомбардировала меня телеграммами: «Торопитесь с фильмом, все его ждут!»

Сталинский СССР обвиняют, что он в период дружбы с Гитлером всячески избегал критики нацизма. Даже изымались антинацистские книги, был запрещен к прокату «Александр Невский». Было. Но как всегда, на Западе было нечто схожее.

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

