Никита Михалков о «Солнечном ударе»

31 октября состоялся эфир программы «На ночь глядя«. Гостем студии был Никита Михалков. Довольно содержательный получился разговор, было затронуто много интересных тем. В частности, Никита Сергеевич рассказал о своем новом фильме: о идее картины, её актуальности, о том, как искал актеров и т.д. Предлагаю вашему вниманию официальную расшифровку с сайта Первого канала (с моими небольшими дополнениями):

https://i0.wp.com/trite.ru/images/photo/films/us2/149.jpg

О фильме:
Надеюсь, этот фильм будет сугубо традиционным с точки зрения работы актеров, помыслов, желаний. Я к нему шел очень давно, почти 40 лет. Я написал заявку еще при советской власти. И не было никаких надежд. Притом что Бунин печатался, экранизировать его в то время было не очень. И сам я не был к этому готов внутренне, потому что уж больно тонкая история. После того как я прочел «Солнечный удар«, и мне удалось прочесть «Окаянные дни» Бунина (это его дневники), меня поразило, что это один и тот же человек. Какая боль утраты, ненависть, какое озлобление, какое ощущение несправедливости. Какое ощущение беспомощности перед этой несправедливостью: почему так произошло. Почему те, кто были раньше никем, вот совсем никем: в творчестве, во всем остальном, — сейчас на площадях вещают?

Именно в «Солнечном ударе» миллиметрами, просто миллиграммами, мы видим, как это происходило. Эти зачатки невнимания и ощущение того, что оно как-то там само рассосется (очень русское ощущение) привело к тому, что потом Бунин с ужасом говорит: ничего не останется в памяти от той России, которая была. Это трагедия.

Борис Берман: В чем на Ваш взгляд актуальность «Окаянных дней»?

Во всем! Мы сегодня живем именно в это время. Когда существует Рублевка, страна «Москва» или «Санкт-Петербург» и остальная страна. Когда миллионы гектаров земли не обрабатываются людьми. И мы не думаем о том, что она не может быть долго такой. Она ждет, она просит, она плачет. А потом придет на эту землю другой. Откуда угодно: на Востоке – из Китая, на Севере – из Швеции. И она скажет: «Да иди сюда! Мне все равно, кто. Работай со мной!» В нашей стране, как ни в одной другой, постоянно существует опасность, идущая от «авось».

О подборе актеров:
Это был мучительный процесс. Для меня было самым главным – попытаться найти ее, неуловимую, непонятно почему совершившую этот странный для того времени, дикий поступок. Это мог быть только человек, в котором есть некая тайна. Именно то, что Виктория Соловьева не была актрисой, вообще занималась другим делом, давало мне надежду, что там может быть та свежесть, которая не обременена школой – и я утвердил ее сразу. Поручика мы нашли в Латвии. Мартыньш Калита. Я очень надеюсь, у него может быть потрясающее актерское будущее. Это невероятно профессиональный человек. Очень дисциплинирован. А самое главное – умеет так молчать.

Виктория Соловьева:

Мартыньш Калита: